Учитель - логопед 

Ольга Викторовна Мусихина

Любовь  Анатольевна  Шаймарданова

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА.

Если Ваш ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно использовать для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используйте как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп нарушенных звуков.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа  да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянем вперёд).

Утром проснулись – в улыбочки губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения  широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим  (повторение этих движений языком в положении за  нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим -  положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху «чашечкой»),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).

Вкусный был завтрак – мы губы оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижнюю губу и двигаем язык вперёд – назад).

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык тянем вперёд).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад)

И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за зубами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а  палец пытается втолкнуть его а рот).

Дедушка сделал для внуков качели (кончик языка ставим попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык- под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (цокаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «БЛ – БЛ – БЛ – ЛА» (широкий язык ходит вперёд – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)

 Мусихина О.В.

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. 

 Дыхание настолько естественно для человека, что мы редко задумываемся о том, как протекает этот процесс и каково его значение для речи.

Все мы знаем, что дыхание имеет две фазы — вдох и выдох. Именно различие в них делит дыхание на два вида: речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Более продолжительный выдох как раз характеризует речевое дыхание.

Дыхание важно для разборчивой речи, то есть оно должно удовлетворять требованиям артикуляционного аппарата и гортани для произнесения определенного звука. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Гласные звуки требуют более сильного и продолжительного дыхания, чем согласные.

  Если ребёнок плохо говорит , то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания.

Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. Детские специалисты используют специальный термин - речевое дыхание  и настойчиво рекомендуют последнее развивать.

   Развивать дыхание помогают различные игры и  упражнения. Для чего эго нужно? Правильное (физиологическое )дыхание поможет ребёнку научиться говорить спокойно , плавно, не  торопясь, говорить громко, четко, выразительно, соблюдая необходимые паузы. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребёнка правильно произносить те или иные звуки. Если ребёнок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например свистящих звуков, необходимо научить ребёнка правильной выработке воздушной струи. Предлагаю Вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

   Самое первое, чему ребёнку важно научиться - это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и  ещё и направлять воздушную струю в нужном направлении.

   Другими словами, ему нужно просто научиться дуть. Но чтобы это было весело - "объект надувательства" должен постоянно меняться.

   Правильно дуть, это значит:

- дуть на одном выдохе (без дополнительного забора воздуха);

- не надувать щёки;

- губы вытягивать вперёд трубочкой;

    Вот к этому идеалу с малышом и нужно стремиться.  Показываем ему пример и дуем ....дуем....дуем.

   Нужно помнить, что эти игры должны быть ограничены по времени, не более 10 секунд. иначе у малыша может возникнуть гипервентиляция, головокружение и усталость.

   Итак, каковы же упражнения на развитие речевого дыхания?

   На что можно дуть:

- на кусочки ваты в форме шариков. сдувать их со стола, как будто зайчики спрыгнули;

-маленькие листочки бумаги - сдувать со стола листики;

-на бабочек на ниточках (бабочки должны находиться на уровне лица). Вот  они полетели, как настоящие....;

-можно также подвесить воздушный шарик и подуть, чтобы он высоко взлетел. Или попытаться дутьём удержать подброшенный вверх шарик от падения на пол;

-на метёлочки (тонкие полоски цветной бумаги прикрепляем к деревянной палочке). можно использовать "дождик". Это будет новогодним вариантом;

-на одуванчики. Остались пушинки - это "баба", остался лысым - это "дед". Стремимся надуть как можно больше "дедов";

-на кораблик в тазу (поставить его на невысокий стул или стол).

Для усложнения можно предложить направлять дыханием  кораблики к определённым портам (значками на бортиках таза).  Тогда придётся дуть не только сильно , но и направленно. Также можно перемещать по водной глади уточек, китов и прочие не тонущие   игрушки;

-на карандаш на столе. Сесть друг напротив друга и устроить "карандашный футбол"

(карандаш на расстоянии примерно  20 см. от дующего ребёнка);

-на лёгкий пластмассовый шарик. Тоже на  столе.

-через трубочку в стакан с водой. Очень веселое булькание  получается. Если малыш привык пить из трубочки, и не булькает, а использует более привычный способ её употребления - предложите ему подуть на ладошку или  ватный  шарик, чтобы он почувствовал выходящий воздух. Для начала подойдут трубочки с максимальным диаметром, можно использовать пластмассовый корпус от гелевой ручки. Сначала используйте только питьевую воду. После того, как вы убедитесь, что опытный булькальщик не начнет пить воду из стакана - можно добавить в воду чегонибудь пенящегося (жидкого мыла или средства для мытья посуды). Ой, какие пузыри-и-и!;

-на свечку (плавающую или  маленькие свечи для торта). Сначала на расстоянии-        30 см, позже можно отодвигать до 40 -45 см. Можно прорепетировать задувание свечи на собственном дне рождения и устроить именины для любимого мишки. Втыкаем свечку в зефиринку и плавно, длительно и сильно задуваем. Если выдох  правильный , но мимо цели - пробуем задуть через трубочку, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см.);

-удерживать пёрышко от падения на пол;

-дуть в бутылку. Получается замечательный звук....;

-надувать воздушные шары и игрушки (после 3 лет);

-дуть в свистки, свистульки, дудочки, рожки, губные гармошки, свирели и прочие инструменты;

-дуть на вертушки, "музыку ветра"

- на еду;

- на пену в ванной;

- сдувать пушинки, кусочки ватки с ладошки;

- на муку через соломинку

 Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

  • Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  • Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

  • Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  • Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

 

  • Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.   

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты

 

Конспект открытого логопедического занятия

Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина, посвящённая

« Международному дню родного языка»

Подготовили: 

 учитель – логопед

Шаймарданова Л.А. 1 КК

Мусихина О.В.     1 КК

Программное содержание:

- знакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;

- прививать любовь к поэзии;

- учить пересказывать литературный текст от третьего лица;

- развивать память детей, заучивая стихи, отрывки;

- учить выразительно пересказывать сказки, используя слова и выражения из текста.

Словарь.  Грамматика.

- закрепить умение подбирать определения и сравнения;

- согласовать существительные и прилагательные в роде, числе;

- учить понимать смысл непонятных слов и выражений, используемых А. С. Пушкиным.

Звуковая культура речи:

- закреплять навыки регулирования темпа речи и силы голоса;

- упражнять в правильном произношении звуков, в запоминании считалок, физминуток.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы, (стихи, сказки А. С. Пушкина);

-рассматривание иллюстраций к сказкам;

- рисование по сказкам Пушкина;

Ход занятия:

Логопед: 21 февраля « Международный день родного языка» Наш родной язык – русский. Сегодня наше занятие посвящается великому русскому поэту.

Всех героев его сказок

Все мы знаем без подсказок:

Царь Салтан и Черномор,

Поп, Балда и Царь Гвидон,

И Людмила, и Руслан.

Кто эти сказки написал.

Логопед::Совершенно верно, это А. С. Пушкин (показывается портрет).

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г., в дворянской семье. Еще мальчиком начал сочинять стихи, много читал. Очень любил слушать рассказы бабушки своей о старине и сказки няни Арины Родионовны.

Много стихов написал А. С. Пушкин, а что поэт еще создал? (ответы детей). Совершенно верно, сказки. Ими зачитываются миллионы взрослых и детей вот уже много – много лет. А какие сказки знаете вы, ребята? (ответы детей).

- «Сказка о Царе Салтане: о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о попе и работнике его Балде»;

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

- «Сказка о золотом петушке».

ЛОгопед: Молодцы ребята! Много сказок вы знаете. Все мы любим его стихи, его сказки.

Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.

И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.

 

Звучит фонограмма.

Слышатся шаги, в комнату входит, охая и прихрамывая,

Старуха, в руках у нее корыто.

Старуха оглядывает зал, детей, потирает голову, как будто хочет что-то вспомнить.

Старуха: Ничего не помню! Хотя постойте, кое – что начинаю вспоминать. Вроде жила я в какой- то книжке со стариком – недотепой  у  самого синего моря ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу. А я день- деньской пряла пряжу. Только вдруг я куда – то полетела и вот – оказалась здесь среди вас.

Но кто я такая, не знаю. Может быть вы, ребятки, мне поможете?

Дети приглашают старуху отдохнуть. Называют сказку, из которой она пришла, - «Сказка о рыбаке и рыбке».

Читают отрывок из сказки.

Старуха: Все в моей голове перепуталось. Ох – ох – ох! Ребятки, давайте еще раз, ничего не могу понять …

     - Это сколько же лет мы прожили со стариком у самого синего моря? (30 лет и 3 года). Молодцы, внимательные!

     - А что было в неводе, который старик вытянул в первый раз? (Тина).

     - А кто был в неводе, который старик вытянул в   третий раз? (Золотая рыбка).

    - Что старик просил для старухи? (Корыто, избу, превратить в дворянку, в царицу, в владычицу морскую).

     - С чем осталась в конце – концов жадная старуха? (Корыто).

Старуха: Ну и молодцы! Теперь я все вспомнила! Но настала пора возвращается в сказку. Но перед этим я предлагаю сыграть в одну интересную игру – «Море волнуется …»

физпауза

Игра «Море волнуется …»

Старуха уходит

Звучит фонограмма,

В зале появляется Царица

Царица: (глядясь в зеркальце)

Свет мой, зеркальце! Скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

     Зеркало не отвечает. Царица дышит на него, трет, встряхивает. И сердито говорит:

Ах ты, глупое стекло!

И молчишь ты мне назло!

     Увидев детей, Царица повелительным тоном

Царица:  Все в этом мире перевернулось, вспомнить ничего не могу. Может, ребята мне подскажут? Знаю, что из сказки, а какой?

Ребята называют название сказки –

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Царица: Да – да, припоминаю! А отрывочек какой – нибудь помните?

Ребенок читает отрывок из сказки.

Царевна:: Ребята,  вы знаете:

- Как хотела злая мачеха погубить молодую царевну?

- С кем любила разговаривать мачеха? (Зеркало)

- Как звали жениха молодой Царевны (Елисей)

- К кому обращался  Елисей, чтобы найти царевну? (К солнцу, месяцу, ветру)

Злая Царевна ухотит.

В зал величаво «вплывает» Царевна – Лебедь.

Царевна – Лебедь! (кланяется)

Царевна – Лебедь: разве вы меня узнали?

Дети: Узнали, конечно! Ты – Царица – Лебедь из «Сказки о царе Салтане».

Дети читают отрывки из сказки.

Царевна – Лебедь: Как приятно, что вы меня узнали!

- Вы даже можете мне ответить, как назвался остров, мимо которого проплывали корабельщики, направляясь в царство славного Салтана? (Остров Буян).

- И в кого я, Царевна – Лебедь, превращала князя Гвидона? (в шмеля, в муху, в комара).

- А кого шмель в сказке ужалил прямо в нос? (Сватью Бабариху).

- Кто жил и под каким деревом распевал: «Во саду ли в огороде …» (под елью белочка).

- Что грызла белка?  Какие были ядра орехов? (золотые орешки, ядра – чистый изумруд).

- Сколько богатырей выходило из вод морских возле острова, где правил князь Гвидон?

Правильно!

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые!

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор!

(Дети досказывают фразы, Царевна – Лебедь уходит).

Внезапно в комнату влетает чертенок

Чертенок: Вы что тут сидите? А, ну, вставайте, со мной порезвитесь! (проводится физминутка).

Физминутка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками – топали,

Ручками – хлопали.

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем, друзья, физкульт привет!

Чертенок: Ого! Сколько детей! Как тут шумно! А что я слышу? Моря шум? (усаживает детей) И как я здесь оказался? И откуда я? Кто я? Из какой сказки?

Ответы ребят.

Зачитываются отрывки из сказки.

Чертенок:

- Какой работник нужен был попу? (Повар, конюх и плотник)

- Какую плату попросил Балда за работу? (В год три щелчка по лбу)

- Что случилось с попом после трех щелчков по лбу?

(1 – подпрыгнул до потолка;

2 – лишился языка;

3 – вышибло ум у старика)

Чертенок: Как вы мне помогли! Теперь я снова могу вернутся в сказку! Прощайте! (убегает)

Звучит фонограмма.

Появляется Петушок.

Петушок: Ку – ка – реку!!! Царствуй, лежа на боку!

Петушок: Ребята! Мы ведь  недавно читали эту сказку. Как она называется? (« Золотой петушок»)

А вы помните, что сказал мудрец Дадону о золотом петушке?

Послушайте!

Посади ты, эту птицу –

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой Золотой

Будет верный сторож твой.

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно,

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется,

И в то место обернется!

Петушок::  помогите мне  вернуться в мою сказку. Кто знает:

- Как звали Царя в сказке «О Золотом Петушке» (Дадон)

- Кто подарил Царю Дадону Петушка? (Звездочет)

- Что кричал Петушок, сидя на спице? (Ку – ка – реку!!! Царствуй. Лежа на боку!)

 (Петушок улетает)

Игра «Старинные выражения»

Логопед: Что означают старинные выражения, встречающиеся в сказках Пушкина?

- лукоморье (морской залив);

- светлица (светлая комната);

- престол (трон, на котором сидит царь);

- сенная девушка (служанка);

- витязь (воин);

- бояре (богатые люди при царе);

- супостат (враг);

- перст (палец);

- яства (еде);

- око (глаз);

- пряник печатный (пряник с выдавленными изображениями).

Логопед:

Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,

Но все Пушкинское  это - наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz